Мурманская рыбопромышленная компания «Норебо» заложила на одной из верфей ярусолов проекта 200101 «Капитан Головатюк». Это событие, пожалуй, вряд ли привлекло бы к себе большое внимание, если бы не два важных нюанса. Во-первых, это не продолжение линейки подобных судов, которые северяне строят для себя на «Северной верфи», а совершенно новая серия. Во-вторых, запустили ее в производство уже на новой верфи «Пелла-Стапель» (Ленобласть), которая вошла в число активов компании.

Не так давно корабелы «Северной верфи», напомним, спустили на воду ярусолов проекта MT1112XL «Гандвик-2». Вот тогда‑то присутствовавший на этой церемонии представитель заказчика судна обмолвился о том, что компания собирается строить еще и ярусоловы другого проекта.

Разместить такой заказ северяне намеревались на «Северной верфи», которая располагает всем необходимым — от оборудования до компетенций и опыта. Но, учитывая большую загруженность этого судозавода, строящего для той же компании кроме прочего десяток траулеров проекта 170701, заказчик изменил решение (во всяком случае в отношении головного судна).

Северяне не отказались от желания обновить и расширить свой рыболовецкий флот (состоящий в настоящее время из 50 единиц) за счет новых ярусоловов. Но нарастить их число решили прежде всего на своей же верфи, вошедшей в состав компании, которая с недавних пор стала осваивать новые для себя направления деятельности — судоремонт и судостроение.

Причем эта серия ярусоловов будет вдвое больше, чем та, что строится на «Северной верфи», — она должна состоять из четырех судов проекта 200101.

Первый из них — «Капитан Головатюк» (он назван в честь Григория Головатюка, более 20 лет отработавшего капитаном на судах ярусного лова) — собственно, и планируется построить на стапелях данной верфи.

По мнению Сергея Сенникова, заместителя директора управляющей компании «Норебо», это открывает новую страницу в истории рыбопромышленного холдинга, одного из крупнейших в России.

«Тем самым мы ставим для себя высокую планку, — добавил он. — С одной стороны, мы знаем, какой флот нам необходим, что несколько упрощает задачу. А с другой, предполагается построить не просто новое судно, а такое, которое будет отвечать самым высоким отраслевым требованиям».

Контракт на сооружение четырех ярусоловов проекта 200101 по программе «Квоты под киль» камчатское предприятие «ЯМСы», входящее в эту группу компаний (ныне оно имеет у себя восемь подобных ярусоловов), заключило с петербургскими корабелами в июне 2020‑го.

Предполагается, что такие суда, рассчитанные на щадящий морскую экосистему ярусный способ рыбы, будут работать на Дальнем Востоке, добывая треску, палтус и макрурус. Войти в строй, пополнив рыбопромысловый флот холдинга, они должны были до 2025 года. Но подвижки по срокам строительства всех судов, обусловленные новыми для отрасли вызовами, теперь уже, видно, скажутся и на этой высокотехнологичной серии.

Проект 200101 разработали петербургские специалисты, представители КБ «Наутик Рус», при содействии специалистов компании-заказчика. Облик новинки в принципе схож с внешним видом ее ближних «родственников» проекта MT1112XL, но возможности у новых 63‑метровых судов этого типа скромнее.

Общая мощность их оборудования по переработке рыбы с автоматической упаковкой и укладкой продукции на поддоны (потрошеная рыба и филе, консервированная печень и субпродукты) составит на таком судне 50 тонн в сутки. Замораживать ее работники этой плавучей фабрики смогут примерно в том же объеме.

Но по части технических новшеств «рыбаки» двух проектов, пожалуй, будут равны. На судах новой серии намечается установить, скажем, крыльчатые движители, не применявшиеся прежде в рыбопромысловом флоте России. Ну а главное — заказчик намеревается насыщать их оборудованием исключительно российского и азиатского производства, что сведет к нулю риски, связанные с растущим санкционным давлением.

 

Первоисточник: spbvedomosti.ru